slogan

Наши телефоны

+7 (8512) 254-364

Наш адрес

Россия, г. Астрахань,
пер. Смоляной, д.2

"Секретные" материалы

«Секретные»  материалы

     Сейчас никого не удивишь посудой или статуэтками из фарфора, практически у всех эти вещи давно уже стали обычными предметами домашнего обихода. Но многие уже подзабыли, а кто-то ещё, может быть, не знает, что в старину секрет изготовления этого материала был окутан тайной несколько веков.

     Вещи из фарфора по сравнению с тогдашней утварью были прочными и вместе с тем лёгкими, белоснежными и звонкими. В Европу, начиная с конца XIII века, они попадали из Китая, проделав очень долгий  и опасный тысячекилометровый путь. Поэтому  фарфоровые предметы были невероятно редки и дороги, и позволить себе иметь их могли только коронованные особы и очень богатые люди.  Даже фарфоровые черепки, оправленные местными ювелирами, как драгоценные камни, дамы использовали в качестве изысканных украшений.

    Множество европейских  мастеров годами пытались в своих мастерских воспроизвести это чудо, но всё было безуспешно. Если и получались какие-то белые изделия, то они были толстостенные и грубые, пористые и глухие. Другие бесчисленные образцы трескались или кривились в печах…

     Были и охотники за секретами, которые бросив всё у себя на родине, отправлялись  по торговым путям в далёкий Китай в надежде выведать там тайну технологии  фарфора  и, вернувшись, разбогатеть на продаже этой тайны. Однако, они не знали, что фарфор тогда производился в основном в одном городе Дзинь-дэ-джень (по-другому,  Кин-те-чен), и что ради сохранения секрета в этот город не пускали не только чужеземцев, но даже не всех китайцев из других городов.

     И только в начале XVIII века одному из них – монаху ордена иезуитов д`Антреколлю - под предлогом создания большой книги для европейцев о Китае  удалось в течение нескольких лет втереться в доверие к одному из правителей Китая («сыну Неба») и местному градоначальнику - «мандарину». Под страхом смерти д`Антреколль смог  тайно проникнуть на одну из фабрик и выведать, где добываются компоненты для фарфора, их названия и соотношения.

     Однако, заказчикам этой информации в Европе названия компонентов  («каолин»  и  «пе-тун-тсе») и названия китайских провинций ничем не могли помочь… Но была одна  «подсказка», раздобытая д`Антреколлем, которая впоследствии всё же придала нужное направление исследовательской мысли. Китайцы проговорились, что подобно  костям в теле,  каолин является основой фарфора и придаёт ему «крепость» в обжиге, а пе-тун-тсе, подобно мышцам, связывает фарфор в единое целое и определяет красоту изделия.

     Теперь-то мы уже знаем, что имели в виду китайские мастера – упрощённо говоря, фарфор является соединением керамики и стекла. Керамика (каолин и огнеупорная глина) придаёт фарфору прочность и термостойкость, упрощает формование, отвечает за белизну, а стеклофаза (кварц и полевой шпат) заполняет пространство между керамическими частицами, образуя плотную беспористую структуру и наделяя фарфор просвечиваемостью.

     Сейчас, конечно,  очень много чего известно о фарфоре, в разных странах специальные институты изучают его свойства, разрабатывают новые технологии его производства и декорирования, вводятся новые добавки, улучшающие характеристики  фарфора либо придающие ему необычные свойства и позволяющие расширять сферы его применения. Сегодня различают  множество разновидностей фарфора – твёрдый (хозяйственный), мягкий (низкотемпературный),  костяной, париан, фриттованный, электрофарфор (высокоглиноземистый), кордиеритовый, цирконовый, литийсодержащий, бериллиевый и т.д.. Это значит, что  фарфор это не какое-то определённое вещество со строгим составом, а это целый класс керамических материалов с довольно широким диапазоном содержания компонентов (глинистых и стеклообразующих), но обладающих определённым набором свойств, главными из которых являются белизна, отсутствие пористости, стекловидный излом, твёрдость, термостойкость.

     Однако  именно из-за большого разнообразия составов и свойств можно однозначно утверждать, что до конца фарфор в широком понимании ещё не только не изучен, но и, видимо, не будет изучен никогда…  Но не только природа не спешит раскрывать все свои секреты – хоть и  прошли столетия,  и науки с технологиями ушли далеко вперёд, а люди и человеческие взаимоотношения остались прежними – никуда не делись рыночные отношения и конкуренция, а вместе с ними всевозможные секреты и ноу-хау. Был, правда, «перерыв» в советский период, когда всё, как говорится, принадлежало народу, выпускалось много книг по технологии керамики, в том числе и фарфора. Но, к сожалению или к счастью, с тех времён многое устарело или изменилось.

     Конечно, при нынешнем развитии информационных технологий производственные секреты уже не имеют былых масштабов, но очень ошибаются те, кто думает, что на все вопросы можно найти ответы в Интернете. Вот чего действительно там полно, так это либо стандартной информации с вроде бы подробным описанием технологических стадий производства фарфора, либо информации на уровне мастер-классов для новичков и домашних мастеров. Возможно, в этих мастер-классах новички сделают для себя много открытий, а кто-то, пользуясь своим талантом, сможет даже создать уникальные шедевры, но мы говорим здесь об информации, дающей конкурентное преимущество для производителей серийной продукции. А таких сведений-то как раз и не найти…

     Это какие-то технологические тонкости, особые приёмчики, специальные режимы обработки и обжига, уникальные способы декора (в том числе мастерство и талант скульпторов и художников),  которые и дают недостижимое для многих конкурентов изысканное качество или узнаваемый, но неповторимый внешний вид продукции. Всё это нарабатывается внутри предприятий многолетней практикой, бесчисленными пробами и экспериментами.                  

    Потребитель даже не подозревает о море проблем, решённых производителем, чтобы получить достойный продукт. Сложность технологии фарфора заключается в том, что все составляющие его элементы должны быть согласованы друг с  другом одновременно по многим параметрам, и иногда допустимый диапазон настолько узок, что впору прибегнуть к сравнению с ходьбой по канату – шаг влево, шаг вправо, и …брак!

    Взять, к примеру, глазурь. Далеко не любая фарфоровая глазурь подойдёт для какой-либо определённой фарфоровой массы хотя бы даже по одному из необходимых параметров -  термическому коэффициенту линейного расширения ТКЛР, т.е. при охлаждении после обжига затвердевшая глазурь не должна давать усадку больше чем черепок, иначе на ней появится сетка трещин, так называемый цек. Достигается это тщательной «подгонкой» состава глазури. Но при этом, как правило, добавки, улучшающие одно какое-то качество, ухудшают другое…  А требований к глазури много – это  её плавкость и гладкий розлив, прозрачность и зеркальный блеск,  максимальное сцепление при нанесении и минимальное агрессивное воздействие на краски в обжиге  и т.д.

    Или другой пример. В погоне за чистотой и белизной фарфора производители сырья стремятся уменьшить содержание огнеупорной глины, из-за того, что в ней, как правило, содержится наибольшее количество нежелательных окрашивающих примесей (окислов железа и титана) по сравнению с другими компонентами. Но поскольку уменьшение содержания глины снижает пластичность керамических масс, необходимую при формовании изделий, и ускоряет их высыхание, то поэтому получение из фарфоровых масс  изделий со сложными формами (в том числе статуэток) без трещин затруднительнее, чем из фаянса или майолики.

    И, наверное, то, как решаются эти и великое множество подобных им проблем на каждом отдельном предприятии, является информацией, которой вряд ли эти предприятия будут спешить делиться.

    А что же разработчики и поставщики готовых масс, глазурей и красок, появившихся в последнее время на рынке? Отвечают ли они чаяниям керамистов? Да, они предлагают довольно большой выбор материалов, но, тем не менее, не всегда удаётся адаптировать выбранное сырьё к определённому производству, каким бы замечательным и «беспроблемным» это сырьё ни представлялось. Иногда потому что, поставщики не могут знать особенностей технологии и организации производства той или иной компании, а иногда потому что, просто нет подробного описания и внятных рекомендаций по применению, особенно в случае импортных материалов. Да и вообще, как  производитель превосходной муки не всегда бывает искушённым кондитером, так, похоже, и здесь!

    Как бы там ни было, до сих пор вершина иерархии художественных керамических материалов – фарфор  – остаётся окутанной лёгким туманом  недосказанности и загадочности, как и положено белоснежным вершинам …  И далеко не всем желающим овладеть в совершенстве тонкостями керамического производства удаётся добраться до этой вершины…

 

Валерий Шибитов,

ООО ПФ «Сциталис»

2017г.